Деятельность банков, специализирующихся на потребкредитовании, продолжает оставаться прибыльной, показало исследование "Ренессанс Капитала". Этому не смогли помешать ни отмена комиссий по потребкредитам, ни удорожание заемных средств. По прогнозам инвесткомпании, в дальнейшем потребкредитование также останется самым прибыльным видом банковских услуг.Вывод о фундаментальной прибыльности розничного банковского бизнеса аналитики "Ренессанс Капитала" сделали после анализа данных банков, развивающих только потребительское кредитование. Среди них лидерами являются "Русский стандарт", ХКФ банк и банк "Ренессанс Кредит".
По данным ЦБ, объем портфеля кредитов физическим лицам на 1 января 2008 года составлял 2,97 трлн руб. По итогам прошлого года темпы прироста сегмента розничного кредитования снизились до 57 с 75,1% годом ранее. Лидером по объему выданных кредитов физлицам является Сбербанк (938,9 млрд руб. на начало 2008 года).
Розничные против универсальных: 1:0Потребительское кредитование оказывается доходным для лидеров этого рынка, а универсальным банкам, наоборот, от него одни убытки, говорится в исследовании инвесткомпании.
Так, например, в банке "Русский стандарт" рентабельность активов по итогам 2007 года составила 4,7%, в ХКФ банке - 3,1%. Тогда как средний уровень отдачи на активы в банковском секторе составляет около 2%.
Причем надо учесть, что по сравнению с доходами предыдущих лет доходы от розницы в 2007 году даже снизились из-за отказа от дополнительных комиссий и удорожания заемных средств. Так, по итогам 2006 года рентабельность активов банка "Русский стандарт" составляла 9,8%.
В то время как розничные банки смогли сохранить достаточно высокий уровень рентабельности, деятельность розничных подразделений даже крупных универсальных банков показывает другую картину. По данным «Ренессанс капитала», например, рентабельность розничного подразделения МДМ-банка составила минус 3,5%, всего банка - около 2%, а Альфа-банка - минус 6,5 и 1,8% соответственно. Заработать больше универсальным банкам мешают в том числе высокий уровень административных издержек, считают опрошенные "Коммерсантом" эксперты. (подробнее в доп. материале)
В чем секрет розничных бланков?Секрет прост: лидеры из числа специализированных розничных банков используют свое преимущество. Главное - у них накоплена статистика рисков за несколько лет, которая помогает им выбрать правильную стратегию на рынке потребительского кредитования, говорят эксперты.
Известно, что во избежание будущих потерь "Русский стандарт" с прошлого года активно работает над повышением качества кредитного портфеля. В том числе сокращает число получателей высокорискованных экспресс-кредитов. Для этого банк постепенно сокращает свое присутствие в торговых сетях. Помимо этого, банк предпринял и ряд других действий: ужесточил требования к оценке кредитоспособности заемщиков, снизил стоимость кредитов и другие (подробнее в доп. материале).
По объему выданных физическим лицам ссуд (107,6 млрд руб. на начало текущего года) банк "Русский стандарт" уступает только Сбербанку. По данным МСФО, банк обслуживает кредиты 7,1 млн человек.
В дальнейшем, специализированные розничные банки по-прежнему смогут сохранить высокий уровень прибыльности при правильном управлении издержками и рисками, считают в "Ренессанс Капитале". По прогнозам инвесткомпании, в 2008 г. банки, работающие в потребкредитовании, покажут рентабельность активов на уровне 4-8%; это в 2-4 раза выше среднего показателя российской банковской системы. Те, кто пока сохраняет комиссии, отменят их если не под давлением регуляторов, то в связи с изменением конкурентной среды. Эффективные процентные ставки снизятся за счет этого до 35-40% по сравнению с 40-45% в 2007 г.
Что касается средних и мелких банков, то они постепенно сворачивают свою деятельность по обслуживанию физических лиц. Таким банкам нужно использовать возможность развивать розничный бизнес в регионах по примеру Пробизнесбанка, Инвестбанка и Русь-банка.
Если несколько лет назад хорошие клиенты вынуждены были платить за плохих клиентов, то сейчас ситуация на рынке другая, отмечают в связи с этим опрошенные «Ведомостями» эксперты. Для хороших клиентов, которые отвечают критериям риска банка, могут быть предложены продукты с более привлекательной ставкой, которая может быть на несколько процентов ниже стандартной, резюмируют эксперты.